Так считает главный технический инспектор труда ЦС Профсоюза Юрий Щемелев.
- Сейчас, когда норматив финансирования мероприятий по охране труда для бюджетных организаций не установлен, а бюджетные ассигнования в целом на охрану труда выделяются не отдельной строкой, а по остаточному принципу, настало время рассмотреть все существующие источники финансирования, начиная от тех, которые установлены статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации*, а также другие дополнительные источники финансирования.
*Статья 226 Трудового кодекса РФ
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). (Извлечение, в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).
- А какие именно Вы имеете в виду?
- В первую очередь - финансирование мероприятий на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Дело в том, что каждый работодатель в Российской Федерации прямо или косвенно отчисляет деньги в Фонд социального страхования Российской Федерации. Размер выплат или размер тарифа по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний зависит от класса профессионального риска вида экономической деятельности учреждения (организации, предприятия).
- Сколько всего видов экономической деятельности существует и к какому классу профессионального риска относится такой вид экономической деятельности как образование?
- На сегодняшний день существует 32 класса по профессиональным рискам в соответствии Классификацией видов экономической деятельности (КВЭД), утвержденной приказом Минтруда от 25.12.2012г. № 625. Образование, как вид экономической деятельности, относится к I классу профессионального риска. Поэтому страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для образовательных учреждений минимальный и составляет 0,2% к начисленной оплате труда (доходу) застрахованных. Если говорить проще, то на сегодняшний день тариф взносов «по травме» для организаций образования установлен в размере 0,2 % от фонда оплаты труда. Таким образом, при фонде заработной платы образовательного учреждения в 30,0 млн. рублей страховой тариф составит 60,0 тыс. рублей
- Какую часть финансирования можно получить из этих денег, которые перечисляются в Фонд социального страхования и на какие мероприятия они могут быть потрачены?
- При определенных условиях можно вернуть до 20 % сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Следовательно, если фонд заработной платы образовательного учреждения составляет 30,0 млн. рублей, то страховой тариф составит 60 тысяч рублей, а 20% соответственно 12,0 тысяч рублей. Этой суммы будет достаточно для приобретения спецодежды работникам школы.
Примеры. В Томской области в 2010 году МОУ Парабельская гимназия, имея фонд заработной платы около 13,5 миллионов рублей, смогла возвратить и использовать на мероприятия по охране труда 5390 рублей.bДетский сад № 24 г. Томска, с фондом заработной платы в 4 миллиона рублей, вернул 1607 рублей, которые использовал на приобретение средств индивидуальной защиты. Центр развития ребенка-детский сад № 40 возвратил 1803 рубля, которые также использовал на приобретение средств индивидуальной защиты. В Томском политехническом университете (ТПУ) в 2010 году возвратили 465,0 тыс. рублей, которые израсходовали на профилактическое санаторно-курортное лечение работников, занятых во вредных и опасных условиях труда (включая преподавателей, чья суммарная голосовая нагрузка в неделю составила более 20 часов). В Томском государственном университете (ТГУ) было возвращено 264,2 тыс. рублей, В Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) - 156.5тыс.рублей, за счет которых провели оздоровление сотрудников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Ежегодно Минтруд России определяет список мероприятий, на которые могут быть потрачены возвращаемые 20% средств из ФСС РФ. Как правило, это аттестация рабочих мест (с 1 января 2014 года - специальная оценка условий труда); обучение по охране труда, в том числе руководителей образовательных организаций и специалистов по охране труда, членов комитетов по охране труда, уполномоченных по охране труда Профсоюза; проведение обязательных медицинских осмотров работников образования; приобретение спецодежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты; санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
- Теперь о самом главном. На основании каких нормативных документов и с помощью каких инструментов можно возвратить часть суммы страховых взносов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний?
- В соответствии с приказом Минтруда России от 10.12.2012 г. № 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20 процентов % сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год.
Важно!
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона от 02.12.2013 г. № 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" страхователи (организации) с численностью работающих до 100 человек, имеют право, начиная с 2014 года, аккумулировать объем средств на финансовое обеспечение предупредительных мер за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.*
*Действие данного Федерального Закона распространяется на правоотношения, возникшие с начала текущего календарного года.